Нужен ли Воронежской области закон о социально ориентированных НКО?

Такой вопрос обсуждали участники Круглого стола «Поддержка социально ориентированных НКО в Воронежской области: проблемы и перспективы». Это мероприятие стало частью Всероссийской акции Некоммерческое Партнерство «Юристы за гражданское общество», в рамках которой 13 по 17 сентября круглые столы проходят более чем в 20 регионах России от Иркутска до Калининграда.
Организаторами круглого стола выступили Межрегиональная Правозащитная Группа — Воронеж/Черноземье и НП «Юристы за гражданское общество».
Цель акции – рассказать как можно большему числу НКО (некоммерческим организациям) России о принятии Федерального закона № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»*, реальных механизмах поддержки, а также стимулировать процесс реформирования регионального законодательства по вопросам поддержки социально ориентированных НКО.
На воронежском круглом столе Станислав Рудик из НП «Юристы за гражданское общество» озвучил те изменения, которые произошли в области законодательства о социально ориентированных НКО и к каким последствиям на практике они могут привести. Ольга Гнездилова, правовой советник Межрегиональной Правозащитной Группы — Воронеж/Черноземье (МПГ), презентовала проект Закона Воронежской области «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», разработанный совместно НП «Юристы за гражданское общество» и МПГ. А Алена Объездчикова (директор МПГ) и Сергей Федулов (Антикоррупционный сетевой кабинет — Воронеж) дали оценку коррупциогенности и социальной конфликтности данного потенциального закона.
Несмотря на то, что акция практически всероссийская, каждый субъект федерации обладает совершенно индивидуальным подходом к рассматриваемую вопросу. Так, в Воронеже данная тема, по мнению организаторов, не нашла того отклика, которого она заслуживает. На круглый стол были приглашены представители правительства области, общественной палаты Воронежской области, политических партий и разнообразных НКО, но обсудить проект регионального закона о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций пришло небольшое количество представителей НКО и органов власти.
Во время обсуждения стала очевидной необходимость принятия аналогичных нормативных актов на уровне органов местного самоуправления, поскольку большая часть поддержки работы НКО связана именно с муниципалитетами. К сожалению, на круглом столе никто из мэрии не присутствовал, поэтому остается надежда только на то, что рекомендации, которые вполне вероятно будут сделаны на уровне региона, будут услышаны и органами местного самоуправления.
Стоит отметить, что принявшие участие в дискуссии депутат областной Думы Александр Пономарев, возглавляющий Комитет по законодательству, безопасности и правам человека, а также руководитель Территориального Управления Федеральной Антимонопольной службы Владимир Рохмистров высказали свои предложения и замечания к законопроекту. Но, несмотря на замечания, никто из пришедших на круглый стол не оспорил необходимости принятия подобного закона и прояснения ситуации с поддержкой НКО.

Дополнительная информация: 8-904-211-43-92, Ольга Гнездилова.

*5 апреля 2010 г. был принят Федеральный закон № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». К социально ориентированным некоммерческим организациям документом предлагается отнести НКО, деятельность которых направлена на социальную поддержку и защиту граждан, оказание помощи пострадавшим в результате экологических, промышленных или иных катастроф, беженцам и вынужденным переселенцам, охрану окружающей среды и защиту животных, содействие деятельности в области образования, науки, культуры, оказание бесплатной юридической помощи, благотворительную деятельность и др.
В качестве мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций законом предусматривается: размещение среди таких организаций государственных и муниципальных заказов; предоставление льгот по уплате налогов и сборов; оказание финансовой поддержки за счет бюджетных ассигнований путем предоставления субсидий из бюджетов разных уровней, предоставление государственного или муниципального имущества в безвозмездное пользование и другие меры поддержки.
Обязанность органов местного самоуправления по поддержке социально ориентированных НКО уже появилась в новой редакции Устава города, который прошел процедуру публичных слушаний 2 сентября.