Цели, задачи, предмет, виды деятельности…Коллизия двух законов.

В конце октября Управление Минюста по Воронежской области вынесло предупреждение по результатам проверки в адрес региональной общественной детской организации скаутов. По мнению Минюста, организация нарушает п. 3 статьи 14 ФЗ «О некоммерческих организациях», поскольку их устав не содержит указание на предмет деятельности общественно объединения.
Организации было предложено в течение одного месяца устранить нарушение, направить в Управление подтверждающие документы, а в случае невыполнения было обещано привлечение к предусмотренной законом ответственности.

Первым у организации возник обычный в этой ситуации вопрос: почему эта претензия к уставу не возникла два года назад, когда организацию регистрировал тот же воронежский Минюст?
Вторым появилось сомнение – когда составляли Устав, внимательно следовали статье 20 ФЗ «Об общественных объединениях». Статья 20 обязывает включить в устав название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму.
Но в своем предупреждении Минюст ссылался на ФЗ «О некоммерческих организациях», в статье 14 которого, действительно, говорится, что «в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности…».
Т.е. требования к уставу в двух разных законах разные. Согласно статье 1 ФЗ «О некоммерческих организациях»: «Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».
А иное, как раз и установлено статьей 20 ФЗ «Об общественных объединениях» - в Уставе достаточно указать лишь цели. Но для некоммерческих организаций, не подпадающих под действие закона об общественных объединениях (фонд, автономная некоммерческая организация, частное учреждение, некоммерческое партнерство и др.), указание на предмет деятельности обязательно. Смысла в этом различии нет никакого. Но, к сожалению, органы юстиции часто умело жонглируют двумя законами, руководствуясь не правилам разрешения коллизии, а стремлением найти хоть какое-то нарушение по результатам проверки НКО.
И если цели деятельности установлены законом для каждой организационно-правовой формы НКО, то предмет – понятие неопределенное.
Что же можно считать предметом деятельности НКО? Представляется, что не имеющий юридического образования руководитель НКО должен обратиться к словарям (поскольку в законе этих понятий нет), чтобы понять, как различить в уставе цели, задачи, предмет и виды деятельности. В словарях можно найти понятие предмета применительно к научному исследованию: В научном исследовании выделяют предмет и объект исследования, где предмет – существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых важно для решения теоретических или практических проблем.
В юридической науке предметом являются общественные отношения в какой-либо сфере.
Анализ уставов НКО, прошедших регистрацию Минюста, позволяет сделать вывод, что, например, некоммерческое партнерство «Клуб иностранных языков» будет иметь целю деятельности: популяризацию изучения иностранных языков, а предметом деятельности – проведение программ, направленных на популяризацию изучения иностранных языков.
Обязательное указание на задачи и виды деятельности ни ФЗ «О некоммерческих организациях», ни ФЗ «Об общественных объединениях» не предусмотрено. Следовательно, можно от них отказаться, не забыв при регистрации указать виды деятельности в листе Ж заявления, выписав их для точности формулировок из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Ольга Гнездилова
olga.gnezdilova@gmail.com