Открытая лекция и дискуссия "Государство и права верующих: от покровительства до преследования" в Воронеже

30 марта в Воронежском доме прав человека состоялась открытая лекция политолога Евгения Полякова и дискуссия на тему "Государство и права верующих: от покровительства до преследования". Спикер сфокусировал свое выступление на ситуации на Кавказе.
Среди собравшихся были студенты, гражданские активисты и просто интересующиеся граждане. Пришедший на встречу известный воронежский религиовед Михаил Жеребятьев также дал много полезной и интересной информации. Местами лекция даже превращалась в панельную дискуссию двух экспертов. Участники также подбрасывали вопросы, становившиеся пищей для размышлений. Как оказалось, в Чечню идет довольно большой поток трудовых мигрантов из Кореи, которые там уживаются лучше, чем россияне в силу отсутствия исторически накопившихся противоречий.
Ведущий спикер встречи политолог Евгений Поляков выступал предельно научно и нейтрально: «Северный Кавказ был одним из первых регионов страны вступивших в так называемое «исламское возрождение», для которого было характерно повышение интереса к религии и всему, что с ней связано, в первую очередь, среди молодежи; увеличение количества мечетей и их постоянных прихожан; возникновение сети исламских учебных заведений. Однако «официальный ислам», организованный в форме ДУМов (муфтиятов) был не единственным вариантом для жаждавших религиозного просвещения постсоветских мусульман. При советской власти, когда были физически и духовно уничтожены представители духовенства, их роли и обязанности стали выполнять наиболее уважаемые представители общин, как правило, не имевшие соответствующего образования. Наконец, возникла своеобразная реакция на попытки возврата к досоветским мусульманским практикам, что выразилось как реанимацией традиционных форм религиозной жизни (в частности, знахарстве и целительстве) так и импортом зарубежных аналогов, в первую очередь, «чистого ислама». Здесь важно и то обстоятельство, что культурно-ценностное несоответствие и противоборство сопрягалось с поколенческим (конфликт «отцов и детей», юношеский максимализм) и национальным (многие проповедники – арабы, албанцы и т.п.) различием между учителями и просвещаемой паствой Таким образом, рубеж XX – XXI веков для Северного Кавказа характеризуется «троевластием» в мусульманской среде: официальное духовенство ДУМов, суфийские устазы и салафитские проповедники действуют на одном религиозном «поле», что приводит к жесточайшей конкуренции и неправовым методам борьбы».
Встреча прошла в рамках клуба «Права человека в мире», следующее заседание которого состоится в конце апреля. Приглашаем спикеров заявляться со своими выступлениями, попадающими в тематику клуба.