Общественные слушания по проекту закона воронежской области о доступе граждан к информации о действиях и решениях власти.

Открытые слушания по законопроекту о доступе к информации

"ЕСЛИ ВОКРУГ ВСЕ ВРЕМЯ БУДУТ НАХОДИТЬСЯ ЛЮДИ, ЧИНОВНИКИ ПО-ДРУГОМУ БУДУТ ВОСПРИНИМАТЬ СВОЮ РАБОТУ"

17 октября в Воронеже состоялись общественные слушания по законопроекту "О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Воронежской области и порядке предоставления информации органами государственной власти Воронежской области". Слушания были организованы городской общественной организацией "Союз горожан", "Центром защиты прав СМИ", "Межрегиональной Правозащитной Группой - Воронеж / Черноземье", при поддержке Ассоциации "ГОЛОС".

Проблема ограничения доступа к информации довольно остро стоит как на федеральном уровне, где по-прежнему нет отдельного закона, так и в отдельно взятой Воронежской области. Причем, как показывают проведенные мониторинги и соцопросы, воронежцы и сами не стремятся обращаться за информацией, поскольку давно уже не доверяют власти, и не желают тратить время и нервы, пока не существует специального механизма, гарантирующего реализацию данного права. Такие же трудности испытывают многие некоммерческие и общественные организации, пытаясь получить информацию, необходимую для работы и защиты интересов граждан.

Вероятно, именно поэтому ряд общественных организаций и выступил с инициативой принятия законопроекта. Поскольку юридически права законодательной инициативы у них нет, то организаторы планировали принять обращение к депутатам городской и областной Дум от имени общественности, собравшейся на слушания. После введения в проблему и представления законопроекта все присутствующие получили возможность огласить свои поправки. А таковых оказалось немало. Особо были отмечены вопросы о том, стоит ли включать в число субъектов органы местного самоуправления, какая информация является ограниченной в доступе, и нужны ли информационные стенды в местах публичного доступа. То ли в шутку, то ли всерьез прозвучало предложение использовать здание областной администрации в качестве постоянной информационной площади. Это могло бы способствовать сближению власти с гражданами.

Однако далеко не все чиновники воспринимают подобную перспективу как благо. Присутствовавший на слушаниях заместитель начальника управления общественных связей администрации области Г.А.Караваев довольно скептически отреагировал на предложения общественников и подверг критике тот факт, что у них не было информации о готовящемся аналогичном проекте областной администрации. Это стало наглядным подтверждением того, что проблема доступа к информации весьма актуальна для Воронежа. Г-н Караваев предложил вместо информационных стендов делать упор на Интернет, исключить органы местного самоуправления из сферы ведения закона, да и вообще забыть про проект, внесенный организаторами слушаний, а сосредоточиться на проекте администрации Воронежской области. По его словам, "внесение законопроекта исполнительным органом более оправдано, поскольку он учитывает все нюансы".

Депутатов областной Думы на слушаниях замечено не было. Либо, слушать общественность давно уже не входит в число их обязанностей, либо они уже знают, за что именно будут голосовать.
Предложения по внесению поправок в
Проект закона Воронежской области
"О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Воронежской области и порядке представления информации органами государственной власти Воронежской области"

1) Содержательные поправки:
Предлагаем заменить во всем тексте законопроекта, включая заглавие и названия статей слово "представление" на "ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ". Слова представлять и предоставлять имеют разное лексическое значение. Слово предоставлять более полно отражает суть закона и равно с юридической точки зрения. Как пример, Закон Калининградской области носит название "О порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области". Список статей, где необходимо произвести замену: ст.3, п.1, ст. 8, пп. 1,3, ст. 9, п.1 * 2 раза, ст. 18, п. 1, название гл.6,, ст. 21, п. 1, ст. 21 - заглавие и п. 2, ст. 23, заглавие и по тексту, ст. 24, пп. 1, 4,5.7, ст. 25. п. 1,, ст. 27. заглавие и п. 4, ст. 29 - заглавие и п. 1, ст. 30 - заглавие.
В ст. 2, п.1 исправить слова "права граждан на информацию" на "права граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций на получение информации".

В ст. 4, п. 4 дополнить фразу "должен содержать указание причин" до "должен быть оформлен письменно и содержать указание причин". (Это не противоречит стю 22 о возможности устного ответа, поскольку там предлагается не отказывать, а разъяснить иные способы получения информации, а обжаловать гражданин сможет только письменное решение об отказе)

Включить в ст. 10, п. 2 наряду с "социально-политической, экономической и "культурной" сферами "правовую". Разместить слово между "социально-политической" и "экономической".

В ст. 15. п. 2 говорится: "В соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом средства массовой информации направляют в библиотеки, расположенные на территории Воронежской области, экземпляры каждого выпуска печатного издания". На наш взгляд, это очень ресурсоемкая норма. Предлагаем сократить либо список изданий, например, упомянуть только "Воронежский курьер" и что-то еще, либо перечень библиотек.

В ст. 17, п. 1 дополнить фразу "Открытость заседаний гарантируется возможностью присутствия на них заинтересованных граждан" до "Открытость заседаний гарантируется возможностью присутствия на них заинтересованных граждан, представителей общественных объединений и некоммерческих организаций"

В ст. 18, п. 1 дополнить "посещения заседаний заинтересованными гражданами и представителями общественных объединений и некоммерческих организаций".
Для обсуждения / На усмотрение разработчиков закона.
Вероятно, имеет смысл расширить перечень получателей публикаций в ст. 6, п.2 и ст. 7. п. 2 депутатами Воронежской городской Думы и депутатам поселковых советов.
В ст. 9, п. 1 расширить "мер, предпринимаемых для ликвидации" до "мер, предпринимаемых для профилактики и ликвидации".
Имеет смысл сразу прописать в законе необходимость формирования электронных описей подшивок документов и материалов и их каталогов. См. ст. 14, п. 5 Можно добавить к "Для удобства поиска опись размещается в подшивках" - "Для удобства поиска опись размещается в подшивках и сохраняется на электронных носителях".
2) Терминологические поправки:
В ст. 9, п.1 дважды заменить "краевого бюджета" на "областного бюджета".
В ст. 10. п. 1 заменить "краевым законодательством" на "областным".
В ст. 10. п. 2 - "краевой бюджет" на "областной", "экологию края" на "экологию региона".
В ст. 14, п. 6 - "власти края" на "власти области"
В заглавии ст. 15 - "краевой целевой программой" на "областной целевой программой".

В ст. 10. п. 1 дважды исключить "(губернатора)"
В ст. 6 п. 2, на наш взгляд, формулировка "Органы местного самоуправления области" является некорректной. Вероятно ее можно заменить на "муниципальные образования" или на "органы местного самоуправления"

3) О необходимости исправления лексических, грамматических, и синтаксических ошибок.
В ст. 6 п. 2 исправить ""Воронежский курьер"…предоставляются органам" на "предоставляется органам".
В ст. 10. п. 2 необходимо структурировать информацию и оформить грамматическое согласование.
Предлагаю заменить с учетом содержательных и терминологических поправок:
Ежегодные послания (доклады) должны отражать динамику произошедших за отчетный период изменений в социально-политической, экономической и культурной сферах, в том числе основные статистические показатели по расходованию бюджетных средств, источникам и объемам налоговых поступлений в краевой бюджет и местные бюджеты, объем производства и потребления по отдельным секторам рынка, объем внутренних и внешних инвестиций, борьбу с преступностью, здравоохранение, миграцию населения, экологию края, положение конкретных социальных групп, а также другие важнейшие направления деятельности.
На:
"Ежегодные послания (доклады) должны отражать динамику произошедших за отчетный период изменений в социально-политической, правовой, экономической и культурной сферах, в том числе:
основные статистические показатели по расходованию бюджетных средств, источникам и объемам налоговых поступлений в областной бюджет и местные бюджеты;
объем производства и потребления по отдельным секторам рынка, объем внутренних и внешних инвестиций;
меры по борьбе с преступностью;
ситуацию в здравоохранении;
информацию об экологии региона;
положение конкретных социальных групп, миграцию населения, а также другие важнейшие показатели и направления деятельности.
В ст. 11. п. 1 там, где написано "замещающих руководящие должности", вероятно имелось в виду "занимающих".
В ст. 11, п. 2 заменить "исходя из поддержки актуальности" на "исходя из необходимости поддержания актуальности".
В ст. 21 в тексте названия статью заменить "запросов об информации" на "запросов на предоставление информации", а в п. 1 тойже статьи заменить "запросы об информации" на "запросы на информацию"
В ст. 24 пункты в) и г) поменять местами. И добавить в п. б) или отдельным пунктом "наименование организации, должность/статус в организации", поскольку это не всегда совпадает с местом работы.
В ст. 24, п. 2 заменить "Лицо, запрашивающее информацию, вправе включить в запрос номер контактного телефона, а также иную информацию, которая, по его мнению, может способствовать выполнению запроса" на "Лицо или организация, запрашивающие информацию, вправе включить в запрос номер контактного телефона, а также иную информацию, которая, по их мнению, может способствовать выполнению запроса".

В ст. 24, п. 3 заменить "Направляющее запрос лицо также не обязано мотивировать причину своего запроса" на "Направляющие запрос лицо или организация также не обязаны мотивировать причину своего запроса".
В ст. 25, п. 1 дополнить фразу "(при необходимости оплаты)" ссылкой на ст. 27, п. 3.
В ст. 27, п. 5 уточнить значение фразы "меры, изложенные в настоящем пункте". Если имеется ввиду пункт 4 тойже статьи - предлагаем присоединить пункт 5 к 4, удалив цифру, обозначающую пункт.
В ст. 31 сделать уточнение или оговорку для крупных населенных пунктов, иначе в каком-нибудь воронежском органе необходимо будет вывесить десятки одинаковых стендов.
В ст. 32 заменить форму "договора" на "договоры"
С уважением,
Звягина Наталья