Квартира «вне очереди» …

2 марта 2017 года стало знаменательным днём для гражданки Давыдовой. Не прошло и (трёх лет - зачеркнуто) трёх десятков лет, а точнее как раз тридцать и прошло с тех пор, как жительница Воронежа, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, встала на учёт... И, о чудо! Фемида (судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе судей Трофимовой, Кожевниковой и Квасовой), удовлетворив апелляционную жалобу доверительницы Ильи Владимировича Сиволдаева на отказное решение Центрального райсуда г. Воронежа (судьи Васиной), приняла новое решение - обязать администрацию г. Воронежа предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди гражданке, которая стоит в очереди на улучшение жилищных условий с 1987 года, а в настоящее время признана малоимущей и страдающей тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней невозможно.
Статья 57 «Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Жилищного кодекса РФ предусматривает: 1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Несмотря на то, что гражданка Давыдова подходит под категорию граждан, предусмотренных в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Администрация г.о.г. Воронеж отказывала ей в предоставлении жилья, ссылаясь сначала на то, что отсутствует в настоящее время свободная благоустроенная однокомнатная квартира, а потом на то, что предоставление квартир инвалидам – это финансовое обязательство Воронежской области как субъекта РФ.
Не помогло решить вопрос о получении квартиры обращение Давыдовой к Уполномоченному по правам человека в Воронежской области.
В результате Давыдова обратилась в Общественную приёмную Дома прав человека (г. Воронеж) на приём к юристу Сиволдаеву И.В.
В октябре 2016 г. был подан иск в Центральный районный суд г. Воронежа, состоялось 3 судебных заседания, в результате судья Васина В.Е. в удовлетворении иска отказала, сославшись на то, что по её мнению содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам, вставшим на учёт после 01.01.2005 г., жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счёт субъектов Российской Федерации.
На решение суда была подана апелляционная жалоба, которая 31 января и 2 марта 2017 года на двух заседаниях была рассмотрена в Воронежском областном суде.
В апелляционной жалобе содержалась, в том числе ссылка на правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в определении от 17.12.2009 № 1563-О-О в котором сказано, что в целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Таким образом, данное законоположение, направленное на реализацию положений статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции РФ, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе.
Сотрудники Общественной правозащитной приёмной будут следить за развитием событий и ходом исполнения решения суда.